klonik_z03: (Default)
klonik_z03 ([personal profile] klonik_z03) wrote in [community profile] rupsiholog2026-01-26 11:00 am

Литературный понедельник

Сегодня обсуждаем Джона Апдайка, "Давай поженимся"
Примерные вопросы для обсуждения)
Кто из персонажей вам симпатичнее?
Какая пара кажется более жизнеспособной в смысле длительных отношений?
А какая пара самая странная?
Смогут ли они определиться, или это будет вечный обмен партнерами?
Ну и наконец, что заставляет людей застревать в такой ситуации на годы, когда они одной ногой в разводе, второй с женой, а третьей с любовницей?

[personal profile] irina_ilka 2026-01-26 02:44 pm (UTC)(link)
Я читала Апдайка более 20 лет назад. Помню, больше всего понравился Кентавр. За ним Кролик, беги. И меньше всего Давай поженимся. О чем книги - хоть убей, не помню. Сейчас глянула описание. И понимаю, почему Давай поженимся на последнем месте: две пары, у каждой по трое детей, все друг другу изменяют. Это как раз тема, которую я считаю низкой морально. Больше сказать, пожалуй, нечего.
А почему вы выбрали это для обсуждения?

[personal profile] irina_ilka 2026-01-26 02:52 pm (UTC)(link)
Да, тема измен назревала в соо. И одна сообщница прямо о своих изменах год-два писала.
Я тоже не моралист. Каждый живет, как хочет.
Но погружаться в это?
Вы допускаете для себя измену? А то, что муж будет изменять? Или вас это тревожит?

[personal profile] irina_ilka 2026-01-26 03:12 pm (UTC)(link)
Вы удивляете :)
Вы неревнива?

[personal profile] irina_ilka 2026-01-26 03:10 pm (UTC)(link)
Про это шило на мыло я, наверное, помню. По ощущениям.
В целом от романа было ощущение безысходности и тоски.
swan_black: Black Swan (Default)

[personal profile] swan_black 2026-01-26 04:43 pm (UTC)(link)
К сожалению, читала так давно, что ничего не помню, и с Кроликом что-то путается.
Из того что его читала, больше всего Кентавр понравился, но и о нем смутные воспоминания.
А вы заранее обьявляете книги, какие будете обсуждать?
swan_black: Black Swan (Default)

[personal profile] swan_black 2026-01-26 09:32 pm (UTC)(link)
Буду следить, а то я видимо пропускаю, уже вижу само обсуждение.
А как часто литературный понедельник?
swan_black: Black Swan (Default)

[personal profile] swan_black 2026-01-27 03:02 pm (UTC)(link)
Поняла, буду внимание обращать!
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 05:03 pm (UTC)(link)
Пожалуй, симпатичным мог быть бы Ричард, если бы не его вспышки. Когда Рут разрывает с ним отношения, он в припадке ярости пытается ее шантажировать. Это было минутное помешательство, которое никуда не повело, но все равно эта сцена очень неприятна.
Наверное, все же Рут. Современному читателю поведение сильной и умной женщины, цепляющейся за нестоящего ее любви мужа, кажется странным. Но если учесть реалии того времени, похоже, что у нее не было другого выхода, кроме попытки сохранить брак. У нее не было своих денег, при этом надо было содержать троих детей, что бы она там не говорила. Мне кажется, что любовь к Джерри является психологической защитой. Иначе ей было бы с ним совсем невыносимо. Жаль ее. Роман Ричарда и Рут не приносит никому вреда, ничего не разрушает, в отличие от любви Джерри и Салли. Об обмене партнерами я бы тут не говорила. Ричард на самом деле не собирался связывать жизнь с Рут, что она прекрасно видела. Салли разочарована в своем принце на белом коне, и следующего раунда с ее стороны не будет, куда бы Джерри не заносило.
Обе семьи довольно жизнеспособны, хотя Рут с Джерри не позавидуешь. У Ричарда со смирившейся Салли брак выглядит довольно неплохо.
Что касается вашего последнего вопроса, то у всех своя конкретная ситуация. У Джерри это инфантилизм, бесхребетность, стремление получить и то, и другое, да еще при этом хорошо выглядеть в своих глазах и в глазах общества. Фу!
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 05:22 pm (UTC)(link)
По-моему, Джерри гораздо хуже, чем Салли. Салли не ангел, конечно. Она не просто поверхностная блондинка, она еще "жадная" и манипулятор, но она не стремится специально причинять кому-то боль. А жалкий Джерри оказался не просто еще более "жадным", но еще моральным садистом. Просто противно читать, как сваливает все с больной головы на здоровую, обвиняя жену в своих проблемах.
Edited 2026-01-26 17:23 (UTC)
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 06:22 pm (UTC)(link)
Они по-разному жадные. Джерри хочет и жену, и любовницу, и чистую совесть. О Салли говорит Рут:
"Ты всего боишься, – сказала она, – боишься, как бы не упустить чего-нибудь. И в этой алчности – твое обаяние. Потому-то мы все и любим тебя...Тебе нужно больше, чем всем нам. Тебе нужна твоя новая мебель, твои наряды, твои поездки на Карибское море и в Мон-Тремблан." Пожалуй, "жадность" не совсем верное по отношению к Салли.

Не принимает решения и сваливает на женщин ответственность, да. Но это еще пол-дела. Садизм проявляется в том, как он постоянно описывает Рут мельчайшие подробности своих чувств к Салли, восхищение ей, желание защитить. Джерри называет свое поведение честностью и доверие, а на самом деле это ужасная жестокость. Он как бы вынуждает жертву сочувствовать палачу. Кроме того, он заставляет Рут анализировать его чувства и, используя ее ум и терпение, пытается заставить жену думать, как бы комфортнее для себя ее предать. Садизм Джерри в том, что он отказывает Рут в праве на гнев. Он ведет себя так "искренне" и "несчастно", что она, будучи зависимой и умной, чувствует себя обязанной его понимать, а не ненавидеть. Он лишает её последнего — права чувствовать себя оскорбленной, подменяя это бесконечным, выматывающим анализом его "сложной натуры". Опять же эти постоянные обвинения Рут в проблемах, которые он сам и создает.

pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 07:05 pm (UTC)(link)
Джерри к жене бегает, как сынок к мамочке. Сынок-садист, ага.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 07:10 pm (UTC)(link)
Во-во!
lakomo_i_lomko: (Default)

[personal profile] lakomo_i_lomko 2026-01-26 05:25 pm (UTC)(link)
Каюсь, еще дочитываю - надеюсь определиться с выводами и отписать до конца недели ))
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 06:20 pm (UTC)(link)
Так, комментарии появились, а значит, можно тоже вливаться)
Главный вывод для меня после этой книги - больше никогда не читать Апдайка, извините 😅
Большую часть ну просто скучно читать, особенно начало, где про любовные щебетания (это прям самое унылое), и ту часть, где началось мозгоедство и мотыляние туда-сюда. Чуть интереснее было в той части, где появились две пары и был хоть какой-то нерв и интрига)
В целом жанр не мой (любовный роман), и проблемы героев совершенно не откликаются и не близки, тем более они там все друг друга предают (изменяют).

Симпатичных героев в книге вообще нет, никто не приятен) Более всего отталкивает парочка основных героев.
Салли - пустышка, у которой вообще в жизни нет интересов, кроме как соблазнять мужиков. Там же это прямым текстом есть: ей никакая учеба не интересна, никакое дело, ни к чему любопытства и тяги нет, все интересы вокруг секса и сопутствующих влюбленностей) А еще вот эта наглость, детское "я хочу - дайте!". Поехал мужик по работе (у него-то дело есть!), просил ее не ехать, так нет же, приперлась, типа бросай все и давай меня ублажай. Капризничает еще вечно.

Джерри сначала казался чуть лучше (у него есть дело и классный интерес - он художник-карикатурист-мультипликатор), но ровно до его фразы "для женщины она хорошо рисует". Вот как хотите, после таких пассажей человека в моих глазах уже ничто не реабилитирует. Я лично сталкивала с таким "комплиментом" в студенческом возрасте, когда гоповатый пацанчик сказал мне "ты умная для девушки" - на что я даже не ответила, т.к. совершенно растерялась.
А потом этот же Джерри еще и подлил масла, когда просил в случае развода отдать ему дочь, т.к. ему "надо помочь вести дом". АААААА!!
И как будто этого мало, потом еще ляпнул "когда я с Салли, я главенствую, а когда с тобой, мы на равных", типа на равных это плохо. Нет, я все понимаю про год написания книги, но все равно глаза режет.
Плюс еще и религиозный фанатизм.
Ну и мозгоедство это с нерешительностью, в общем, крайне неприятный тип.


Ричард... ну, более-менее никакой как будто. Был бы в моих глазах повыше, если бы сам жене не изменял.

Руфь - из всех наименее неприятная (опять же, она не пустая, у нее есть творческое начало, к тому же она хотя бы смогла прекратить свою измену), но ее портит вот это цепляние за мужа. Да послала бы его хотя бы в тот момент, когда он в последний раз передумал и ей позвонил! Я так и не поняла, на кой он ей такой, как в конце, постоянно смотрящий "налево".

А, ну и да, на детей там всем вообще наплевать, хоть они и твердят постоянно обратное)
Edited 2026-01-26 18:22 (UTC)
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 06:38 pm (UTC)(link)
Я не про чувства вообще не люблю, я про любовные вот эти не люблю. И даже всю книгу описала бы одним-единственным словом, оно бы крайне точно передало смысл, но это слово тут под запретом)

Между прочим, если бы они там все предохранялись, всем было бы лучше! И детей бы никто не мучил, и отмазываться ими бы не вышло. Жили бы как свингеры, менялись по кругу партнерами, и норм)
Edited 2026-01-26 18:39 (UTC)
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 06:45 pm (UTC)(link)
Ну вот для меня тут тоже было довольно попсово, особенно в начале)
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 07:14 pm (UTC)(link)
Мне вначале тоже было скучно читать в начале любовное щебетание Салли и Джерри :) Кажется, я даже думала бросить, а потом стало интересно.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 07:21 pm (UTC)(link)
Я даже бросала, отвлекалась на другое) Если бы не было запланировано обсуждение тут, а просто бы мне предложили почитать - бросила бы 100%
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 07:22 pm (UTC)(link)
Ну, как она могла его послать с 3-то детьми и без работы в 60е годы? Это нам легко думать, что можно. А у семьи единственный источник дохода - зарплата Джерри. Они и так не особо богаты, а жить на алименты было бы очень сложно. Рут могла бы устроиться на роботу, за которую бы платили копейки. Послать его надо было до женитьбы. Папа ей правильно сказал, что Джерри слишком инфантилен.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 07:27 pm (UTC)(link)
Они же там это обсуждали, у нее остались бы на начало некоторые деньги, плюс те самые "алименты", плюс да, самой работать, плюс она бы смогла найти себе другого мужа в перспективе (мужчины на нее вполне себе обращали внимание по тексту). Этот Джерри не так уж прям богат, чтоб за него держаться по этой причине.
Да уж лучше бы Ричарда взяла себе, если уж на деньги ориентироваться)
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 07:35 pm (UTC)(link)
Этого было бы недостаточно. А мужа с тремя детьми в то время Рут бы не нашла. Любовников, да, сколько угодно. И Ричард вовсе не хотел на ней жениться. Он просто так однажды ляпнул,и Рут видела, что за этими словами ничего не стоит. Во время их романа Рут поняла, что она интересует Ричарда просто как любовница, а никаких серьезных чувств к ней нет, не говоря уже о потенциальном браке.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-26 07:43 pm (UTC)(link)
Я не увидела, чтоб Ричард не хотел. И он там, в отличие от остальных, как раз не импульсивный, а более-менее ответственный, и я думаю, он бы как раз женился, если бы она сама явным образом не отказалась (он просто настаивать не стал, продавливать).

Ну и то, что прям мужа бы не нашла, даже помимо Ричарда - не факт же. А уж если сравнить с этим совершенно унизительным и убивающим психику положением, в каком она осталась в итоге! К тому же она бедности не боится, в отличие от Салли, об этом прямым текстом говорилось.
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-26 09:01 pm (UTC)(link)
Ричард ответственный, да. За свои поступки, за своих детей. А с какой стати ему брать ответственность за Рут, одну из своих любовниц. В книге прямым текстом говорится, что никаких чувств к ней там не было. Предложил брак он, паясничая, в момент сильного морального потрясения. Поэтому Рут и не стала вначале ему ничего рассказывать, она прекрасно знала, что прагматичный и разумный в целом Ричард подвержен вспышкам неконтролируемой ярости и дурацкого поведения. Они ничего не значат в долгосрочной перспективе. Он бы точно не стал содержать детей Рут. Да и сама Рут, равная ему по силе, Ричарду в принципе не нужна. Ему нужна слабая красотка, собственность, которую можно легко контролировать.
Рут говорит Салли про бедность, да. Но то, что является бедностью для Салли, может быть достаточным для Рут. А вот нищета ее бы не устроила. Рут строит себе психологическую защиту: ей легче думать, что дело не в деньгах. Иначе она бы чувствовала себя пленницей, и жизнь казалась бы ей совсем невыносимой.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-01-27 03:16 pm (UTC)(link)
Да как же не было у него чувств, если были? Просто он несколько аморфный, медлительный и не склонен пытаться преодолеть сказанное ему "нет". Ну и чувства у него не таким фонтаном, как у главной "парочки твикс".
Вспышки ярости я как раз у Рут видела, там прямо сказано, как она и Джерри лупит по башке, и ребенка.
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-27 04:16 am (UTC)(link)
Может, стоит дать ссылку на этот пост в старое соо в жж?
dell2dell: (Default)

[personal profile] dell2dell 2026-01-27 05:33 am (UTC)(link)
в старом соо остались те, кто не хочет переходить сюда
shortcalls: (Default)

[personal profile] shortcalls 2026-01-27 05:55 am (UTC)(link)
Некоторые иногда сюда заглядывают

[personal profile] sculd 2026-01-27 06:40 pm (UTC)(link)
Все персонажи не то что бы сильно приятные, но и не сильно отталкивающие, а вот Джерри прям бесит, это его качание туда-сюда и желание переложить ответственность за собственное решение.
Мне показалось, что Салли больше всех (хотя и недостаточно по сегодняшним меркам) думает о детях. Она говорит Джерри, что не дает старшему обижать младшего, пресекает и это и вообще как-то берет их в расчет как живых людей, а не как Джерри - что он окажется плохим человеком, потому что бросил детей (а самих детей он при этом и не видит как будто и местами ужасно себя с ними ведет).
Руфь, пожалуй, самая интересная личностно, если бы не навязчивое желание удержать Джерри, поступившись достоинством (понятно, что это нам легко говорить, а в то время это было куда сложнее), она была бы прям совсем симпатичной.

Мне кажется, что Руфь определилась и Джерри, может, и будет продолжать внутренне колебаться, но никуда от нее не денется. А Салли как будто вполне может и уйти от Ричарда, если встретит подходящего ей мужчину - богатого и желающего на ней жениться, не колеблющегося.

<< Ну и наконец, что заставляет людей застревать в такой ситуации на годы, когда они одной ногой в разводе, второй с женой, а третьей с любовницей?
Как будто бы нежелание брать на себя ответственность? Джерри не хотел ни рвать отношения с Салли, ни становиться "плохим" для детей, разведясь с Руфью, ни в принципе отказываться от Руфи. Но выглядит это все ужасно, я даже пока читала, утомилась от этих колебаний туда-сюда!

[personal profile] sculd 2026-01-28 11:51 am (UTC)(link)
ну да, пожалуй, Джерри хотел бы жену и любовницу и, видимо, чтобы они знали друг о друге. или это ему церковная мораль диктует признаться, чтобы поменьше удовольствия получить и побольше мучиться? или он чует, что с Салли долго так длиться не будет и чтобы не терять ее надо жениться?
Я не вполне понимаю его мотивы.

А еще мне кажется, что это все от скуки. Мужчины слишком мало занимаются детьми, а у женщин нет интеллектуальной работы и нечем занять голову, кроме любви.

Еще показалось интересным, что с сегодняшней точки зрения думаешь - а зачем длить эту тягомотину, развелись бы. Потом понимаешь, что раньше это было сильно сложнее и уже поступки героев выглядят более логичными.

[personal profile] sculd 2026-01-28 07:27 pm (UTC)(link)
ах, вот оно что! мне, наверное, непонятно это, потому что я ненавижу экстрим в любом виде.
про больше романтики согласна, но мне кажется, что больше романтики тоже хочется от безделья!

[personal profile] sculd 2026-01-29 09:46 am (UTC)(link)
да, примерно это имела в виду :) что не увлечены ничем.
понятно, что с 3 не очень большими детьми безделья быть не может, а вот эмоциональная пустота - вполне.