3_14pi: (Default)
3_14pi ([personal profile] 3_14pi) wrote in [community profile] rupsiholog2026-04-25 11:26 am

Шеринг-Processing

Здравствуйте, дорогие сообщники!

За прошедшую неделю было опубликовано 5 постов и снова около 850 комментариев. 

Я обратил внимание, что почти никто не оставил комментариев под постом о работе. Правда, и автор тоже не ответила ни одному из комментаторов, хотя некоторые явно вложились, написав довольно много. Пост, конечно, получился длинным, но по моим наблюдениям это не особо влияло раньше на интенсивность комментирования, а тут долго вообще почти никто не отвечал. И всё же я не уверен, что дело только в этом. А вы что думаете?

А темой недели, по крайней мере по эмоциональной заряженности, стали обсуждения ситуации травли. Это понятно, т.к. тема болезненна и сама по себе, а многим из участников она ещё знакома и из позиции жертвы травли. Должен сказать, что я и сам вхожу в их число, а потому и меня эта тема цепляет особо.

С травлей в первый раз я столкнулся во втором классе, и затем неизменно почти в каждом детском коллективе, будь то школа, пионерские лагеря или спортивные секции, я, если и не был буквально объектом травли, то становился изгоем, человеком, с которым мало кто хотел дружить и даже просто общаться. Ситуация начала меняться в мои примерно 11 лет, когда я сделал одно из самых важных открытий в своей жизни. Если ты раз за разом попадаешь в одну и ту же ситуацию, то дело не в окружающих, а в тебе самом, поэтому, если хочешь что-то изменить - меняй себя. И тогда началась моя сознательная работа над собой, которая к 9-му классу дала ощутимый результат. У нас почти полностью поменялся состав после 8-го (особенности физмат школы), и вот в этом новом коллективе я в первый раз был принят на равных со всеми. И с тех пор, если не считать армии, но это совершенно особый случай, с моей социализацией критических проблем не было, и с годами она становилась все естественнее и комфортнее. 

Я описал так подробно свою историю, чтобы было понятно, что я знаком с этой проблемой не только из позиции наблюдателя или терапевта, а и из позиции жертвы. Оглядываясь назад, я могу точно сказать, почему коллектив отвергал меня раз за разом, но это уже другая тема. 

Мне нужно было это вступление, чтобы поговорить с вами на одну из самых сложных, болезненных и тонких тем, связанных с травмой, а именно о распределении ответственностей за ситуацию между коллективом и жертвой. В современной психологии и западной этике отношение к этой теме претерпело радикальное изменение и, как это часто бывает, маятник из одной крайней позиции перешёл в другую, миновав золотую середину. Сегодня в ситуации конфликта двух сторон, когда одна явно слабее другой, общество, как правило, ещё до знакомства с обстоятельствами дела, эмоционально идентифицируется с жертвой и обвиняет сильную сторону. Эта тенденция нашла своё отражение и в отношении к ситуации травли, в обсуждении которой обсуждение роли жертвы стало считаться буквально неприличным. Между тем, и здравый смысл, и опыт говорит о том, что если человек раз за разом в разных коллективах попадает в сходную ситуацию, то значит дело и в нём тоже (читайте вступление).

И здесь мы подходим к самому сложному и важному моменту, как отличить позицию виктим блеймминга вкупе с присоединением к агрессору, которая тоже, увы, не редкость, от здорового анализа роли обеих сторон. Для начала давайте примем за аксиому, что за акты насилия в ситуации травли всегда отвечает тот, кто его (насилие) совершает.  Даже если насилие провоцируется самой жертвой, а такое тоже бывает, то ответственность практически всегда лежит на его авторе. С другой стороны, жертва несёт ответственность за стратегию и тактику своего поведения. Они (стратегия и тактика) могут быть более  разумными, а могут быть менее, могут увеличивать шансы попасть в позицию жертвы, а могу уменьшать. Если человек забыл кошелёк с деньгами и документами на скамейке, а нашедший присвоил его себе, то это кража, которая должна быть наказана. Однако за ситуацию несёт ответственность и тот, кто этот кошелёк оставил. Если человек пошёл ночью один в криминальный район и подвергся там нападению, то виноваты нападавшие, однако за решение пойти в этот район со всеми вытекающими рисками отвечает сам человек. Если муж бьет жену, то он должен сидеть в тюрьме, но если женщина раз за разом выбирает мужчин, которые её бьют, то за эти выборы несёт ответственность женщина. 

Нет никаких сомнений, что нужно бороться с преступностью, с насилием в семье и в коллективах. Также нет сомнений в том, что попытка оправдывать автора насилия это плохая позиция. Но точно также понятно, что и полный отказ от рассмотрения ответственности жертвы за возникновение такой ситуации это перегиб в другую сторону и медвежья услуга самой жертве. Такой подход может культивировать виктимное поведение, когда выгоды позиции жертвы начинают преобладать над той ценой, которую приходится за это платить, даже когда эта цена очень высока.
 
Сейчас мы наблюдаем в мире очередной разворот маятника в обратную сторону. Насилие снова входит в моду, увы. Во многом это реакция на популярность политики обратной дискриминации. Однако, как и на предыдущем витке, маятник проскочит середину и уйдет в противоположную крайность. Но это не должно мешать нам сохранять здравый смысл, слепо следуя за популистскими нарративами, в какую бы крайность они нас не звали.

Всем хорошей наступающей недели! 

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 10:03 am (UTC)(link)
Шеринговое. Сегодня утром мне написала подруга: я боюсь, что муж может меня убить. Я начинаю расспрашивать её, и понимаю, что картина складывается. И я помню, по своему первому браку, какой это ужас, когда ты живешь с человеком в неадекватном состоянии, и понимаешь, что тебе никто особенно помочь не в состоянии. И сомневаешься, в своем ли ты уме, и куча сразу разных обстоятельств, непонятно, как со всем разбираться. Такой это ужас все.
notsimple1: (Default)

[personal profile] notsimple1 2026-04-25 11:42 am (UTC)(link)
Здравствуйте, по делу сказать особо нечего, кроме банальных советов с которыми вы и так знакомы наверное. Просто сочувствую и вашей подруге и вам. Вашей подруге потому что она в явной беде. А вам потому что вы тоже не особо что можете сделать, без решимости подруги изменить ситуацию(а по простому - бежать). А это очень неприятно, знать что другу плохо, а вы не можете это изменить.
penata: (Default)

[personal profile] penata 2026-04-25 11:45 am (UTC)(link)
У нее в городе есть родственники, друзья, у которых можно переждать?
Убежище для жертв домашнего насилия? Или какие-то женские организации.
Даже если она на эмоциях, к такому лучше отнестись серьёзно.
Сохранить скрин переписки, чтобы она чувствовала, что не одна и есть свидетель. И чтобы он знал, что есть свидетель.
raphuscucullatus: (Default)

[personal profile] raphuscucullatus 2026-04-25 11:47 am (UTC)(link)
Можно пригласить её к себе пожить временно, а там и обдумать.
zvidty: (Default)

[personal profile] zvidty 2026-04-25 12:33 pm (UTC)(link)
пропустил все страсти-мордасти в соо вокруг темы травли-насилия. А тут читанул пару последних комментариев в передедущем шеринге, и понял, все как-то непросто.
травмирующие темы могут так задевать людей?
Edited 2026-04-25 12:33 (UTC)
zvidty: (Default)

[personal profile] zvidty 2026-04-25 01:05 pm (UTC)(link)
если так, то ей надо как-то планировать выход из ситуации.
zvidty: (Default)

[personal profile] zvidty 2026-04-25 01:22 pm (UTC)(link)
признаюсь честно, я не смог дочитать все те длинные комментарии через силу. некоторые прочитал полностью. и у меня возник вопрос, это же надо все так подробно и в деталях описывать, значит сильно задевает.
это может заставлять делать или интерес (у меня так обычно), или боль внутренняя.
Я не пойму, почему тема буллинга так цепляет? потому что все ее испытывали в той или иной мере?
мое отношение внутренее что:
- было всякое;
- всем не помочь.
и все, тему отпустил.
Edited 2026-04-25 13:23 (UTC)
nordic_notes: (Default)

[personal profile] nordic_notes 2026-04-25 01:26 pm (UTC)(link)
Мне кажется, надо сохранять скрины. И попытаться уговорить ее готовиться к бегству и/или к информированию органов. Может, не быстро, как-то незаметно для него, чтоб точно это удалось, чтоб не смог контролировать ее.

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 01:48 pm (UTC)(link)
Мы в России, и речь исключительно об эмоциональном насилии, так что ответ - нет.

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 01:49 pm (UTC)(link)
Спасибо большое

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 01:50 pm (UTC)(link)
Да, нужно. Она пишет, что не справится, а я ей отвечаю, что когда отдохнет, успокоится, конечно, справится.

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 01:55 pm (UTC)(link)
Нет ничего такого, что могло бы помочь на этих скринах. Она пишет, что боится, пишет, что он не даёт ей спать, скандалит, выдвигает абсурдные требования, утверждает, что она ненормальная, обзывает. Это не поможет в российской правоохранительной и судебной системе, ей надо искать другой выход.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-04-25 02:01 pm (UTC)(link)
если человек раз за разом в разных коллективах попадает в сходную ситуацию, то значит дело и в нём тоже
Только вот гораздо чаще человека травят в одном месте, а потом не травят - в другом. Я в силу особой важности для себя этой темы часто говорила с людьми о школьной травле. А в силу специфики работы (творческая сфера, где много "белых ворон") - жертв травли я стала встречать очень много.
И вот всегда травля заканчивалось с переходом в другой, не больной коллектив.

Да и среди психологов, которые пишут на тему травли (я тоже очень много читала на тему), тоже есть консенсус про то, что первичен коллектив, что если в нем принято травить, то травить - будут. Повод? Найдут, любой. Не одного, так другого. Иесли перестают травить Петю, но начинают - Машу, то это нифига не хороший исход, даже для Пети не особо, если он в этом продолжит оставаться.
А есть коллективы здоровые, где даже в чем-то отличающихся не будут третировать (высший пилотаж - это если даже начнут поддерживать, но это уже очень редко, крайне редко).

Посыл жертве "ты их, наверное, сам провоцируешь" или "ну вон Сашу не травят, а тебя почему травят, будь как Саша" - это худшее, что она получала от родителей "советского поколения". Не должно такого быть, ровно так же, как не должно быть физических наказаний в семьях.
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-04-25 02:02 pm (UTC)(link)
Ужас( Ей есть куда физически сбежать от него? К родственникам, друзьям, на съем?
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-04-25 02:07 pm (UTC)(link)
Насчёт постов про работу и далее - меня на них просто не хватило уже после того триггерного. Я даже не читала ни их, ни комментариев там.
Может, кому-то тоже так было...

[personal profile] amftyuio 2026-04-25 02:19 pm (UTC)(link)
У неё есть, куда уйти от него? Он наркоман, алкоголик?

[personal profile] amftyuio 2026-04-25 02:22 pm (UTC)(link)
Возможно, в теме поста про работу люди не хотят деанона своих личных обстоятельств
nebo7: (Default)

[personal profile] nebo7 2026-04-25 02:54 pm (UTC)(link)
Ужасно. Может ли она уйти на время?
pasdavenir: (Default)

[personal profile] pasdavenir 2026-04-25 03:01 pm (UTC)(link)
Ну вот я со всеми своими рефлексиями и "со мной что-то не так" так и находилась в этой травле, пока не закончилась школа. Зато после ни разу не сталкивалась с травлей оффлайн (даже несмотря на порушенную этой травлей психику)! Конфликты - бывали, как у всех. Травли - не было!
Только онлайн в одном чате уже взрослая я столкнулась снова с этим, и была в шоке, что взрослые таким занимаются. Но т.к. я уже не ребенок, а это не школа, в итоге я оттуда ушла (хотя нервов они мне успели потрепать). И кроме меня там травили других тоже, так что, в общем, вывод - надо было просто уходить оттуда еще раньше (а не пытаться переломить ситуацию, чушь это все).

Добавлю, что посыл "жертва должна поменяться, чтоб ее перестали травить" считывается именно как "жертва провоцирует, ей надо перестать провоцировать, либо надо стать злобным сильными неадекватом, чтоб боялись связываться".
Edited 2026-04-25 15:04 (UTC)
nebo7: (Default)

[personal profile] nebo7 2026-04-25 03:02 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
У меня неожиданно на этой неделе возникли проблемы тут что-либо постить. Страница главная открывается, сообщения тоже, хоть и хуже, а вот "пост" ни в какую рини с чем. Очередной впн сломался, но и до не работало с ним.
Забегалась, хотелось прокомментировать темы в среде, успела только прочитать и то, не все.

А с темой травли у меня, наверное, очень счастливый опыт. Т.е. я была тем человеком, который поднимал бровь и спрашивал "Саш, с тобой все в порядке?" и на этом все заканчивалось извинениями (почему-то передо мной). Так же было и с другим одноклассником, где хватило улыбнуться и намекнуть, что не хорошо. В общем не было травли в итоге. Даже, как я писала, к неприятным людям, из просто обходили стороной. В принципе, да, игнор тоже можно считать видом травли. Но для 90-х, в которых я училась, это прям было лайтово не из жестокости, а чтобы не связываться.
Приведенные в теме примеры мне тоже показались скорее вариантом "не связываться", чем настоящей травлей и агрессией.

[personal profile] 3cupsperday 2026-04-25 03:16 pm (UTC)(link)
Нет, она не может сбежать

Page 1 of 15