alonecat81: (Default)
alonecat81 ([personal profile] alonecat81) wrote in [community profile] rupsiholog2026-01-30 02:28 pm

Пятница - пост про нейроотличие и опыт коммуникации

Давно не писал своих постов, включая среды. Потому хочу внести свой вклад пятничной рефлексией.

Но поскольку самому с нуля получается придумать только уж слишком абстрактное) То предлагаю обсудить пост известного автора Барбары. Цитирую его. Не знаю, можно ли вставлять пруф на полную версию, но попробую https://barbaraaspie.ru/obshenieresurs/


От себя добавлю, что формат предполагает относить к аутистам весь спектр, так что речь не про медицинский диагноз, не про аутизм в понимании "Человека дождя" или полную неспособность к повседневной коммуникации, а скорее про нейроотличие.

Если говорить про мой опыт, то он очень сильно совпадет с описанным. Поделюсь некоторыми конкретными моментами:

1) Если вспоминать общение именно в оффлайне, особенно в юные годы. То оно действительно таким ощущалось. Причем напряжение от непонимание было тем больше, чем больше требует среда вокруг.. Если это было выйти во двор, поболтать с ребятами.. То да, часто нудно/муторно говорить ни о чем, но к этому прилагалась какая то погода природа, иногда подвижные игры, прогулки вокруг окрестностей.
Но скажем учебно-лекционный или офисный формат, ощущался как притащился черти куда, нужно работать/изучать , соответствовать, разбиратся в обстановке... А еще и все куда то бегут, о чем то трещат.. И что вообще от меня требуется то? Более того, уже совсем недавно, будучи осознанным, начитанным, в целом более опытным и без иллюзий, посещал некоторые очные мероприятия - автокурсы, семинар по vuejs и каждый раз ощущал тоже самое... Именно на уровне ощущений как в те времена) Вроде как есть некое дело, нагрузка, от меня нечто требуется - знания, усилия, соотвественно возникает желание какой то отдачи от ситуации.. Тк просто послушать лекцию можно в инете, причем любую, причем в любом темпе, на убыстренной скорости к примеру, подключится/отключится в любой момент.. Потому создается неявное ощущение, что далее не в выслушивании лекции дело, а в чем то еще, что понятно только посвященным.. И вот эти самые посвященные, а это не все все присутствующие, а те кто выглядят активными, уверенными, между собой тусят.. Вот они будто заранее знакомы, будто владеют каким то читом, плавать в этой ситуации как рыба в воде..Еще какое то количество людей просто сидят и молча слушают/записывают ручкой! Что для меня уже не то, что бы чит, но скорее некий невероятный уровень терпения и мотивации, несколько часов ровно сидеть и сосредоточено писать..

Также добавлю, что по итогам мероприятий, кое какие неявные знания мне таки удавалось получить, скажем выспросить, что там про экзамен.. Но опять же оно шло, как некое напряжение, как специально выспрашиваю когда все итак это непринужденно обсудили. И еще будто бы фактические, организационные вопросы до меня доходят чуть труднее, чуть хуже воспринимаются на лету.

2) Есть ощущение, что подобные отличия по роли, темпу в общении, будто бы и создают отчасти ту самую социальную планку, которая ощущается как завышенная. Понятно, не в той ее части, где внешняя привлекательность, карьерных успех, путешествия и так далее. Но скорее в той части, где кажется , что эти просадки нужно постоянно компенсировать - конкретными знаниями, решенными задачами, длинными глубокими спичами/постами и так далее... Даже сейчас в какой то степени делаю это) Скажем есть мотив - сьездить таки на очные курсы/семинар, давно ничего не инициировал, почему бы нет, хочется как то показатся/высказатся.. Далее есть тема/ссылка/предлог, но вместо того, что бы просто кинуть ссылку и сказать ок, давай обсудим, что то на меня похожее. Возникает желание по настоящему разобратся, обьяснить, разложить по полочкам, как бы оправдать отсутствие этих самых читов/активностей, возможность рассказать про поездки, романы, карьеру, тем что разобрался в некой мат части. Другой вопрос, что мат часть и теории сами по себе искренне интересны) Но любопытно вот это желание оправдывать свой присутствие знаниями) Пожалуй родилось такое ощущение еще в универе... Раз не ходишь на лекции, то учи.. И да это логично! Но шло как то с перебором, с чувством вины постоянным. Нет конечно в этом была/есть и рациональная сторона и реальные в том числе бытовые и экономические причины выбирать такой способ взаимодействия с реальностью.. Но в статье описано, как подобное связано пожалуй с пунктом один моим, с травмой от взаимодействия.

3) Как обратный тезис. Но в тоже время я конечно понимаю, что такое смол-толк присутствие прямо вот так в лоб. Скажем что можно просто написать в тот же шеринг, что грустно или кинуть одну-две картинки и может быть отклик будет больше, чем на длинный продуманный спич. Или что я сам часто рад просто увидеть комментарий в шеринге от тех кого помню или просто увидеть знакомого на улице и что это вовсе не пропорционально вкладу по знаниям, интересным темам, завершенным проектам, а приятно само по себе...
То есть как оно работает в общем и в целом оно понятно. Но и ощущещение, что у многих чит, а мне нужно/хочется компенсировать глубокими познаниями тоже есть.. Как и иногда ощущение, что это все же неэффективно и некий путь через труднопроходимый лес, где на самом деле есть прямая хотя бы грунтовая дорога) Пусть не скоростное шоссе в моем случае.

Вопрос к сообщникам кто нибудь сталкивался с таким опытом и закономерностью? Может быть наоборот кажется все это натяжкой, а мир простым и понятным, если его не усложнять? Интересны все мнения.
klonik_z03: (Default)

[personal profile] klonik_z03 2026-01-30 06:44 pm (UTC)(link)
Я думаю, вы правы про дефицит ресурса
Давят на всех, и большинство потом давит на самих себя (надо всегда быть в форме, всегда адекватно общаться и пр)
Но при нейродивергентности психика быстрее выдыхается
А еще может быть вопрос выхлопа, то есть усилий куча, а кайфа ноль, и результат тоже сомнительный.
Ну и вопрос, куда уходит ресурс при нейродивергентности. На обработку неважных стимулов? На тревожность?
klonik_z03: (Default)

[personal profile] klonik_z03 2026-01-30 08:07 pm (UTC)(link)
Тема хорошая, спасибо за пост! Сейчас подумаем чем интересным ее разбавить еще :)
nordic_notes: (Default)

[personal profile] nordic_notes 2026-01-31 04:56 am (UTC)(link)
Пост удачный, просто одновременно вышло несколько постов, и лично я, например, не успеваю пока что поучаствовать везде. Тем более вчера рабрчий день был.
grammar_commie: (Default)

[personal profile] grammar_commie 2026-01-31 08:55 am (UTC)(link)
К большому сожалению, глубокие знания никому почти с порога не нужны, разве что другим аутичным. Людям нравится, когда шутят или реагируют на их шутки и когда поддерживают, или вот заводят смолл-ток. Я научилась этому недавно и могу познакомиться с кем-то в течение получаса, но всё равно нужен некий общий вайб.
nordic_notes: (Default)

[personal profile] nordic_notes 2026-01-31 08:59 am (UTC)(link)
Я прочитала статью. И скорее не согласна с тезисами из нее, чем согласна. Ну, то есть, по отдельности вроде есть верные идеи, хотя не все мне близки, но важно не это, а то, что как будто в основе своей все идет не оттуда, корень вообще в другом месте.

Сейчас попробую объяснить, что я имею ввиду.

Вот есть два человека: нейротипик и аутист. Они воспринимают мир по-разному, разными способами обрабатывают информацию, от разного устают или не устают. При этом каждый из них остается человеком, и это больше, чем их нейро-особенности. И если мы поднимаемся до этого уровня, то у нас есть два человека, которые воспринимают мир по-разному и вообще они разные. И каким-то образом им нужно находить взаимопонимание (если вообще нужно, может, просто это не надо, а надо что-то другое). И если у них есть желание и потребность строить контакт между собой, то речь идет именно об этом, а не о том, что они разговаривают на разных языках. Разные языки - это скорее технические трудности, и для них, как вариант, нужен словарь, или еще какие-то способы объясниться. Я, как мигрант в иноязычной стране, могу сказать, что даже жесты и прочая пантомима отлично работает, и если люди хотят понять друг-друга, они поймут. Но словарь и прочие переводчики - тоже очень годная вещь. И мой главный поинт, что общение - это про контакт, а не про внешние какие-то различия того, кто как пингует, этот контакт, выстраивая. И по большому счету, не важно, трепется ли человек ни о чем смолтолками, угощает ли он шоколадками или он рассказывает что-то более существенное или вообще молчит, но если надо, в нужный момент поделится необходимым, этим проявив чуткость и внимательность. Вопрос в том делается ли это все в режиме монолога и об кого-то, или же это делается в режиме диалога и обращается ко второму, делает его этим видимым, существующим, возможно, даже окейным - но это уже факультативно.

Я не согласна, что маскинг - это прям супер-бабай, как его нынче модно считать. Что все беды от него, и что если размаскируешься, то все беды сразу пройдут. Во-первых, коммуникация сразу же в разы осложнится и появится в разы больше социальных проблем, потому что что толку вести себя "как есть", если это из "другого словаря" и какая-то стремная абракадабра, потому что ничего не понятно? Маскинг - это возможность свести словари, построить этот мост понимания другими. Ну, и если уж на то пошло, то не только аутисты вынуждены как-то себя подавать, презентоваться и подстраиваться по среду, это делают абсолютно все. Ну, кто хочет, конечно, быть в какой-то конкретной среде. Более того, маскинг - это супер-инструмент, и мега-мощь. Особенно если всю жизнь этим занимаешься, и просто уже мастер спорта на тему. Это дает способность хамелеонить крайне точно и себе в плюс. В конце-концов, это про безопасность - что тоже очень полезная в хозяйстве вещь.

Другое дело, что, конечно, очень желательно внутри себя ориентироваться, что с тобой происходит. Сколько какое действие тратит сил, когда это необходимо, а когда сойдет и так, и когда нет никакой разницы, насколько отличаешься, и кто что подумает, потому что никто не думает о тебе вообще, и всем просто плевать на это, и давление идет просто изнутри, как раз от травм и прочего. И сам себя как бы сковываешь собственными масками.

Еще по статье.
Мне не знакомо это вот "когда со мной говорят, от меня что-то нужно" и ожидание скрытого мотива. По моему, скорее наоборот, сложно понять и догадаться, что от меня чего-то вообще ждут сейчас. Ну там, что если идешь в гости, то нужно нести угощение. И прочие социальные условности. Поэтому если от меня что-то нужно, то об этом нужно говорить прямо. Кроме того, мне вообще кажется, что эти вот мысли о скрытом ожидании - это вообще что-то на невротичном))

Я не согласна, что аутичное истощение идет общения и маскинга. Оно много от чего идет. От сверкающих ТЦ с бесконечным шелестом множества ног, например, ровно так же оно идет. При этом я согласна, что, конечно, когда нужно постоянно сводить словари, то устаешь от такого общения сильнее, чем если б этого не надо было делать. Но опять же, с опытом и с умение выходить на уровень человек-человек и тупо забивать на какие-то эти буквы, а видеть целиком предложения, то есть строить контакт, а не пытаться понять, что именно и зачем сейчас было сказано, и что вообще происходит - то тогда общение выматывает уже не так.

Там есть понятие "аутистическая травма". Но она не аутистическая. Она социальная. Когда постоянно находишься в неком положении то ли придурка, то ли очень милой диковины, а в целом вообще не понятно, что происходит, то это очень изолирует и начинается как бы социальная депривация. Я уж не говорю о том, что если среда агрессивна, и активно давит все иное, и постоянно нужно выживать в этом. Но это не про аутизм как таковой, это про социум, про групповые процессы, например, и прочее.

И там еще в статье упоминается НРЛ, и вот оно там, в этих тезисах явно учавствует, при этом это не особо именно отношение именно к аутизму. У меня, например, нет НРЛ, но есть ПРЛ и я многие вещи воспринимаю иначе. Например, стыда у меня вообще практически нет. Во всяком случае, токсичного точно. И я искренне не понимаю "а что такого", и не чувствую, что мне должно быть стыдно за какие-то вещи, за которые принято переживать. Ну там, что я у меня большой размер одежды, например, или что я периодически говорю невпопад или мне сложно бывает еще в диалоге понять, когда мне уже надо говорить, а когда еще не надо, и получается, перебиваю. Но я не испытываю прям стыда за это. Ну, и много примеров.
3_14pi: (Default)

[personal profile] 3_14pi 2026-01-31 10:37 am (UTC)(link)
Пока не успел прочитать статью, ссылку на которую вы дали. (Кстати, не вижу проблемы с такими ссылками). Хотел сказать, что мне проблема эта тоже близка и знакома, и я изложил свои размышления о чем-то похожем, но немного с другого ракурса, лет 15 назад. Вот тут можно почитать. Пожалуй, подумалось сейчас, что и здесь можно разместить этот пост.
Edited 2026-01-31 10:38 (UTC)

[personal profile] irina_ilka 2026-01-31 11:34 am (UTC)(link)
Мне кажется, все (все все) люди используют маскинг. Раньше это называлось этикет или покер фейс. Каждый имеет с этого прямые и вторичные выгоды.